ГБДОУ детский сад № 94 комбинированного вида Фрунзенского района

Санкт-Петербурга

НАШИ ГРУППЫ!!!

Для вас, родители!

 

 

Фольклор в группе раннего возраста(ссылка)

 

 

Особенности развития детей от 2 до 3 лет

             Уважаемые родители! Ранний возраст очень важный период в развитии каждого ребенка. Мы предлагаем вашему вниманию  материал, который поможет вам познакомиться с основными особенностями развития детей от 2 до 3 лет и интересными играми и упражнениями, которые будут полезны Вашему малышу в этом возрасте.

 

Громко хвастается Тая:

Я теперь совсем большая!.

И, обняв подружку Асю,

Посмотрела на ребят:

Я заканчиваю ясли —

Поступаю в детский сад!

И. Демьянов


 

К концу второго года жизни ребенок начинает осознавать свои возможности, эмоциональное и физическое состояние. Малыш становится самостоятельным. Этому способствует уверенная самостоятельная ходьба, а также приобретенные ребенком практические навыки: малыш умеет есть с ложки, пользоваться некоторыми предметами быта и играть в простые игры.

Существенно меняется и речь малыша. Словарный запас трехлетнего ребенка в 3—4 раза больше, чем у малыша двух лет. Кроха начинает строить более сложные фразы, сравнивать предметы и явления, уточнять, задавать вопросы и делать первые самостоятельные выводы. Он хочет все узнать и во всем разобраться сам. В этом возрасте ребенок начинает понимать, что он отличается от других людей. Теперь малыш описывает свои желания и действия с помощью местоимений «я», «мне», «мое». У ребенка появляется чувство собственности. Все чаще вы слышите от него: «Мой мяч!», «Моя машина!».

Ребенок третьего года жизни способен понимать эмоциональное состояние других людей, вспоминать ощущения и переживания, которые он испытал в недавнем прошлом, и поступать соответственно своему личному опыту. Малыш может погладить и пожалеть маму, которая ударилась, поскольку он помнит, как ему было больно в такой же ситуации.

В этом возрасте ребенок радует взрослых своей сообразительностью. От родителей часто можно услышать: «С ним теперь так интересно!» или «Он теперь так много умеет!» Действительно, малыш стал более самостоятельным. Это очень важно для мамы, которая раньше была прочно «привязана» к ребенку. Теперь малыш может самостоятельно надеть некоторые предметы одежды, выпить сок из кружки, принести книжку, которую он хочет «почитать». Важно для родителей и то, что кроха сам просится на горшок.

Иногда возросшая самостоятельность ребенка проявляется в поступках, которые не соответствуют ситуации или вовсе недопустимы. Малыш может капризничать, стремясь подчинить себе других людей, может пытаться влиять на поведение взрослого: теребить за одежду, требуя поиграть с ним, или толкать маму, чтобы она, наконец, освободила стул, на который он хочет сесть.

Своенравие ребенка может выражаться в упрямстве, раздражительности и даже агрессии. Если малыш не хочет есть, он переворачивает тарелку на пол, если не желает спать — плачет и кричит, если не хочет мыться — не дает снимать с себя одежду. Так могут реагировать даже послушные и спокойные дети. Больше всего родителей беспокоит нежелание ребенка подчиняться установленному режиму дня. Внезапные приступы упрямства порой кажутся взрослым беспричинными и необъяснимыми. Трудно понять, почему ребенок плачет и отказывается купаться перед сном с папой, со слезами призывая маму. Что стоит за этим поведением? Нежелание расставаться с мамой или нежелание ложиться спать после купания? Порой такое поведение приводит к конфликту между ребенком и родителями.

Известный русский ученый Л. С. Выготский назвал этот период психологического развития ребенка «кризисом трех лет». По его мнению, на третьем году жизни ребенок самоутверждается и противопоставляет свое «Я» всему окружающему миру.

Нежелание малыша выполнять указания родителей не означает, что он действует наперекор взрослому. Дело в том, что у ребенка уже сложилось собственное мнение о том, как надо поступать. Вместе с тем малыш начинает понимать, что его поступки не всегда правильны и могут повлечь за собой наказание. Борьба противоречивых чувств, желание быть самостоятельным и первые попытки контролировать свое поведение — главные отличительные черты этого возраста.

На третьем году жизни большинство примеров для подражания малыш находит в своей семье. Дети часто повторяют поведение родителей. Они любят переодеваться во взрослую одежду, красить губы помадой, которую мама забыла на туалетном столике. Родители, которые часто применяют физическое наказание или излишне импульсивно реагируют на упрямство ребенка, показывают малышу образец неправильного поведения. Не забывайте, что вы являетесь для ребенка образцом для подражания. Попробуйте проанализи­ровать свое поведение: не являются ли нетерпение и агрессия малыша отражением вашей собственной эмоциональной несдержанности.

Методы воспитания, безусловно, зависят от взглядов родителей и тех качеств, которые они хотят видеть в своем ребенке. Обычно мамы и папы хотят, чтобы их малыш был смышленым, общительным уравновешенным, уверенным в себе, послушным, неагрессивным. Но если в поведении вашего ребенка вы замечаете негативные черты, помогите ему «исправиться». Как это сделать? Подумайте, чем вызвано такое поведение малыша, и постарайтесь устранить эти причины, учите ребенка выражать свои чувства словами.

Норвежский исследователь Хеннинг Рюе рекомендует родителям вести себя в таких случаях следующим образом:

• Показывайте ребенку, что вы понимаете его потребности, чувства и желания, но не принимаете и не одобряете его действий, которые, с вашей точки зрения, неправильны или неприемлемы. Не унижайте малыша, объясняйте ему, что вам не нравятся только его действия, а не он сам. Избегайте отрицательных оценок («нехороший ребенок», «глупый», «плохой мальчик») и выражайте свое отношение только к поступку малыша («это нехорошо», «это стыдно», «так не нужно поступать»).

• Выдерживайте выбранную вами линию поведения и показывайте ребенку, что вы никогда не одобрите его неправильные действия, даже если он будет протестовать.

• Повышайте самооценку малыша: приветствуйте его самостоятельность и независимость. Это можно сделать, позволив ребенку в определенных ситуациях сделать выбор: например, выбрать книжку для чтения, фрукты на десерт или игрушку.

Для формирования самосознания ребенка очень важна положительная оценка родителей. Если малыш чувствует, что родители его любят и ценят, самооценка ребенка будет положительной и он будет более послушным. Постарайтесь, чтобы ваши отношения были теплыми и дружескими.

 

Развитие познавательных навыков


Двухлетний ребенок активно исследует окружающий мир, узнавая названия предметов одновременно с их свойствами. «Зачем ты оторвал от машины руль, капот и колеса?» — недовольно восклицает мама. Но вся эта ситуация — и разрушительные действия маленького варвара, и комментарий самой мамы — помогает малышу получить информацию о прочности материалов и запомнить названия деталей машинки. Способ получения информации в результате манипуляции с предметом называется наглядно-действенным.

На третьем году жизни у ребенка продолжает развиваться наглядно-действенное мышление и начинает формироваться символическое мышление. Теперь ребенок может представлять себе объекты, которые запечатлелись в его памяти, и называть их. А если взрослый назовет предмет, малыш может сказать, для чего этот предмет нужен. Скажите «чашка», и ребенок даст такой комментарий — «из чего пьют».

Продолжается знакомство малыша со свойствами и назначением предметов быта. Ребенок хорошо различает цвет, форму и размер предметов и в большинстве случаев может назвать их.

Малыш начинает ориентироваться во времени: он знает, что утром надо вставать, а вечером — ложиться спать.

Ребенок учится ориентироваться в пространстве, узнает значения простых предлогов «на», «под», «в». По просьбе взрослого кроха может, например, положить книгу на стол, поставить машинку под стол.

Ребенок уже хорошо знает названия основных частей тела и лица и может по просьбе показать, где у него носик, ножка и т. д.

Малыш начинает осваивать азы математики. Он понимает, что такое «один — много», «больше — меньше» и может выбирать или сравнивать определенное количество предметов.

Однако, несмотря на все эти умения, представления ребенка об окружающем мире пока несовершенны и зачастую ошибочны. На вопрос взрослого, что больше — пластилиновый шарик или колбаска, которую скатали из этого шарика, ребенок ответит, что колбаска. Для малыша большим будет более длинный объект.

Наблюдая за окружающим миром, ребенок учится сравнивать явления и предметы, находить между ними связь и обобщать их по схожим признакам. Ребенок может отметить, что трава зеленая и яблоко тоже зеленое, а между шапкой и носочками есть нечто общее — их надевают на себя. Но это не единственный способ получения новых знаний. Пожалуй, самый главный источник знаний для маленького человека — это общение со взрослыми, которые с удовольствием рассказывают малышу обо всем на свете и с готовностью отвечают на все его вопросы. Со взрослыми, которые поощряют стремление ребенка к знакомству с новыми предметами, не ограничивают его самостоятельность и создают благоприятную среду для развития своего малыша.

На третьем году жизни ребенок продолжает знакомиться с цветом, формой и размером объектов.


Красный, синий, голубой...

Двухлетний ребенок различает четыре основных цвета — красный, желтый, синий и зеленый. Некоторые дети могут называть цвет предметов. Как совершенствовать этот навык?

Учимся называть цвет. Предлагайте ребенку называть цвета окружающих предметов. Пусть малыш использует название цвета для сравнения предметов между собой. Купите яблоки разных цветов — зеленое, желтое и красное. Попросите ребенка сказать, что между ними общего (все это — яблоки) и чем они отличаются (все они разного цвета).

Учите малыша находить предметы определенного цвета. На прогулке устройте соревнование: кто назовет больше предметов одного цвета. Обратите внимание ребенка на то, что все, что его окружает,— разноцветное, что ему нужно только присмотреться и он увидит: трава, листья, проезжающая машина — зеленые, цветок, шапка у тети и ведерко малыша — красные и т. п.

Учите ребенка рисовать и раскрашивать предметы, цвет которых неизменен. Например, огурец всегда зеленый, лимон и солнце желтые, клубника красная, а море чаще всего синее. Такое ассоциативное запоминание поможет ребенку быстрее усвоить названия цветов. Покупайте малышу раскраски или рисуйте сами схематическое изображение таких предметов.

Учите малыша сортировать предметы быта по цвету. Попросите кроху помочь вам подготовить белье для стирки. Объясните ему, что вы будете стирать одежду разных цветов по очереди. Пусть ребенок поможет вам отделить белое белье от красного и зеленого. В дождливый день можно занять малыша такой игрой: предложите ему разложить разноцветные пуговицы по разным коробочкам. Не забывайте, что ребенок должен играть с мелкими предметами только под вашим присмотром.

Знакомьте малыша с новыми цветами. Когда ребенок усвоит названия основных цветов, начинайте знакомить его с дополнительными цветами — оранжевым, голубым, розовым, фиолетовым. (Черный и белый цвет ваш ребенок наверняка научился различать уже давно, поскольку эти цвета часто встречаются в пoвсeднeвнoй жизни.) Используйте для обучения малыша хорошо знакомые предметы быта. Ребенку будет легче запомнить цвет, если вы напомните ему: голубой — как твоя кофточка, розовый — как твоя чашечка, а фиолетовый — как твои ботинки.


Знакомство с формой предметов.

Двухлетний ребенок знает и различает основные геометрические фигуры — круг, треугольник, квадрат. Малыш с хорошо развитой речью может назвать некоторые из них. Однако пока ребенку трудно произносить названия геометрических форм правильно. Скорее всего, кроха произнесет эти слова так: «кук», «иугоник» и «адат». Такое усечение слов допустимо.

В каком направлении должно идти знакомство ребенка с геометрическими формами?

Учите малыша узнавать изображения геометрических форм на картинках. Вырежьте из плотного картона круг, треугольник и квадрат. Возьмите лист бумаги, на котором нарисованы те же геометрические фигуры, или нарисуйте их сами. Научите ребенка сравнивать рисунок и вырезанную фигуру. Это можно сделать, наложив фигуру на соответствующее изображение. После того как ребенок будет действовать без ошибок, учите его узнавать и показывать геометрические фигуры в книгах и брошюрах.

Сравниваем предметы по форме. Учите малыша находить предметы, похожие по форме. Покажите и объясните ребенку, что тарелка, дно стакана и апельсин округлой формы, крыша деревянного дома и парус — треугольной, а сиденье табуретки и бумажная салфетка — квадратной. Вы можете облегчить малышу задачу: нарисуйте эти предметы, контрастным цветом выделяя на рисунке геометрические формы, которые малыш должен увидеть. Рисуя эти предметы, обязательно проговаривайте свои действия. Рисунок — круглый мяч, треугольный флажок, квадратная коробка.

Знакомимся со сложными формами. Постепенно знакомьте ребенка с более сложными геометрическими фигурами: многоугольниками, ромбом, трапецией, полукругом. Учите малыша узнавать эти формы, находить нужную фигуру по вашей просьбе и называть ее. В этом вам помогут игры на вкладывание и проталкивание разных геометрических фигур (рамки-вкладыши Монтессори, волшебное ведро).

Рисуем различные геометрические формы. На третьем году жизни ребенок, понаблюдав за взрослым, может научиться рисовать простые геометрические фигуры. Сначала научите малыша рисовать круг. Для этого обхватите руку ребенка и, направляя движение карандаша, нарисуйте круг. Затем предложите малышу выполнить задание самостоятельно. Лист бумаги, на котором малыш будет рисовать, прикрепите к столу. Рисунок ребенка этого возраста еще далек от совершенства: геометрические фигуры, нарисованные крохой, могут быть асимметричными или вообще плохо узнаваемыми. Не будьте слишком критичны, хвалите малыша за терпеливость и упорство.

Если у вас есть рамки-вкладыши Монтессори, учите ребенка обводить отверстия внутри рамки, накладывая ее на лист белой бумаги.


Игры на вкладывание и собирание.

Ребенок третьего года жизни учится сравнивать предметы по размеру и форме. Помочь в этом могут игры на вкладывание и собирание.

Собираем рамку с небольшим количеством вкладышей. Малыша можно научить собирать рамки-вкладыши с прорезями в виде животных, фруктов и других объектов различных форм и размеров. Хорошо, если к рамке прикреплена ручка: ребенку будет легче вставлять и вынимать вкладыши. Детям нравятся рамки с «двойным дном»: вынув вкладыш из прорези, малыш с удивлением обнаруживает под ним еще один рисунок. Не забывайте комментировать действия ребенка, называть объекты, которые он видит на рисунке. Такие игры развивают мышление, координацию движений глаз и руки, способствуют расширению словарного запаса.

Сначала дети пытаются собрать рамки наобум. Переходя от отверстия к отверстию, малыши пытаются вложить в них один и тот же вкладыш. А некоторые дети пробуют силой протолкнуть вкладыш в отверстие, не подходящее по форме или размеру. Объясняйте малышу его ошибки. Учите ребенка на глаз соотносить отверстие и фигуру, ориентируясь на форму отверстия. Постепенно малыш научится вставлять вкладыш в нужную прорезь.

Учите ребенка собирать матрешку из четырех фигур, учитывая их величину. Дети часто пытаются вложить верхнюю часть маленькой матрешки в нижнюю часть большой и наоборот. Большинство детей замечают свои ошибки и находят правильное решение этой непростой задачи. Вы можете показать малышу, как сравнивать части матрешки, поднося их друг к другу. К концу третьего года жизни у ребенка начинает формироваться зрительное соотнесение: он сразу правильно собирает матрешку, сравнивая ее части на расстоянии.

Собираем пирамидку из 5—6 колец с колпачком. К концу третьего года жизни малыш может научиться собирать пирамидку, учитывая величину колец, без ошибок и исправлений.


Выбор по образцу.

Учите ребенка находить пары одинаковых предметов или картинок.

Подбираем картинки к игрушке. Поставьте перед малышом любые три игрушки, например собачку, кошку и корову. Возьмите картинки, на которых нарисованы эти животные. Положите рядом с игрушкой соответствующую картинку и объясните малышу свои действия: «Посмотри, на картинке нарисована кошка. У нас с тобой есть такая игрушка? Правильно, вот она. Давай положим рядом с ней картинку. Посмотри, кто нарисован на этой картинке? Собака. А где такая игрушка? Положи картинку рядом с собачкой».

Подбирая вместе с ребенком картинку к соответствующей игрушке, вы учите его сопоставлять объемные и плоские изображения объекта и обобщать представления о нем. Благодаря этому малыш начинает понимать, что между собачкой, которую он видел на улице, картинкой в книжке и игрушкой есть взаимосвязь.

Вначале для таких игр используйте картинки, похожие на игрушки, или фотографии животных. Постепенно отходите от схожести: возьмите, например, игрушечную таксу и картинку с изображением овчарки.

Объясняйте и показывайте малышу многообразие видов одного и того же объекта или предмета. Например, покажите малышу два разных стула: хотя внешне они отличаются, они имеют общие черты — четыре ножки, сиденье и спинку.

Парные картинки. В этой игре малыш должен найти две одинаковые картинки. Предлагаем вам несколько вариантов таких игр.

• Забавные парочки. Для этой игры вы можете использовать парные картинки из любой тематической группы: животные, овощи, фрукты, одежда, транспорт. Положите перед малышом три картинки (например, яблоко, банан, грушу). Возьмите одну парную картинку (яблоко) и положите ее рядом с аналогичной. Объясните малышу свои действия: «Посмотри, здесь нарисовано яблоко. Найди такую же картинку. Вот такое же яблоко. Положим эти картинки рядом. Посмотри, а что нарисовано на этой картинке? Правильно, банан. Покажи, где такая же картинка». В ходе такой простой игры ребенок сможет запомнить названия новых для него слов-обобщений («фрукты», «одежда», «мебель»). Когда малыш подберет пары ко всем картинкам, скажите: «Посмотри, какие красивые фрукты мы с тобой собрали». Затем попросите ребенка вспомнить другие слова из этой тематической группы, например, назвать фрукты, которые он любит.

• Учите малыша находить парные картинки в книжке. Вы можете воспользоваться различными тематическими брошюрами и обучающими тетрадками. Но если у вас нет таких книжек, можно сделать для ребенка «развивающий» альбом самостоятельно. Hа каждой странице такого альбома разместите только по три картинки, например двух черных собачек и одну белую, две красные варежки и одну зеленую. Когда малыш научится выбирать пару из трех изображений, постепенно увеличивайте количество картинок на странице. На страницах вашего альбома вы можете поместить:

— геометрические фигуры (круг, треугольник, круг);
— одинаковые игрушки (машинка, автобус, машинка);

— предметы разного размера (один большой дом и два маленьких);

— картинки, на которых нарисовано одинаковое и разное количество предметов (в одной корзинке одно яблоко, в двух других корзинках по два яблока);

— изображения людей с различными выражениями лица (два веселых клоуна и один грустный) и т. д.


Складывание разрезных картинок.

Учите малыша соединять части картинки так, чтобы получилось целое изображение. Для этого вы можете использовать специальные кубики, деревянные или картонные пазлы, разрезные картинки.

Трехлетний ребенок может самостоятельно собрать картинку из 3—4 частей. Эта игра очень полезна, поскольку формирует пространственные представления, развивает мышление, зрительное внимание и сосредоточение.

В этом возрасте малыш должен собирать картинку, мысленно объединяя составные части в целое. Если картинка не получилась, малыш может заметить ошибку и исправить ее, например развернув часть картинки в другую сторону.

К трем с половиной годам ребенок может научиться собирать простые картинки из 3—4 частей без ошибок.


Конструирование по подражанию

Для этой игры вам потребуется строительный набор. Назовите малышу различные части конструктора — кирпичик (прямоугольный брусок), крыша (треугольная призма), кубик, полусфера (объемное изображение полукруга).

Убедитесь в том, что ребенок выбрал именно ту фигуру, которую вы просили, и правильно выполнил названное вами действие (поставил крышу, положил кирпичик).

Покажите малышу, как можно построить различные конструкции. Понаблюдав за вашими действиями, ребенок попытается создать такую же постройку из своих кубиков. Задача усложняется, если фигуры у взрослого однотонные, а у крохи — разноцветные. В этом случае малышу придется более внимательно анализировать форму фигур, и он может ошибиться. Если ребенок не сможет самостоятельно найти ошибку в расстановке фигур, обратите его внимание на то, как расположены детали в вашей постройке.

Научите малыша строить такие простые конструкции:

• широкую и узкую дорожки, поезд (кирпичики расположены горизонтально);
• забор (кирпичики расположены вертикально);
• башенку, домик (из кубиков и треугольной призмы);
• ворота (используя кирпичики и полусферу).

«Расскажи, где у тебя глазки?»

К концу второго года жизни малыш начинает узнавать себя в зеркале. Например, если малышу испачкать нос, он будет оттирать его, глядя на себя в зеркало. Многие двухлетние дети употребляю в своей речи названия некоторых частей тела. Трехлетний ребенок может назвать не только части тела, но и связанные с ними действия. Он может привести следующие примеры:

• руками он трогает, берет, толкает, тянет, бросает и ловит;
• уши слушают;
• нос нюхает;
• глаза смотрят и т. д.

Как продолжать знакомить малыша со строением тела? Какие игры и упражнения можно для этого использовать?

Правая и левая. Многих родителей волнует, какая рука малыша ведущая. Сомнения у родителей возникают потому, что большинство детей этого возраста могут одинаково успешно выполнять одно и то же действие и правой и левой рукой: есть (перекладывая ложку из одной руки в другую), строить, копать лопаткой, причесываться. Помимо этого, ребенок может бить по мячу и начинать шагать то с правой, то с левой ноги. Какая рука и нога станет у вашего ребенка ведущей, вы узнаете ближе к шести годам, поскольку именно в этом возрасте малыш делает окончательный выбор.

• Для того чтобы помочь ребенку запомнить, где право, а где лево, можно надеть на правую ручку разноцветные ленточки или тряпичный браслет. Напоминайте малышу: «Возьми ложку в правую руку — на которой у тебя браслет». Если вы пришьете к браслетику смешные рожицы, тряпичные аппликации животных, такая игра еще больше понравится крохе.

• Прикрепите к стене большой лист белой бумаги. Обмакните ладошки малыша в специальную краску для рисования (лучше выбрать для правой и левой ладошки контрастные цвета) и попросите его приложить ручки к листу. Нарисуйте на получившихся отпечатках забавные рожицы. В течение Дня ребенок может подходить к листу и прикладывать ладошки к отпечаткам. А вы обязательно комментируйте действия крохи: «Где твоя правая ладошка? Вот она. А где левая? Вот!»

• Просите малыша выполнить ваши команды: «Подними правую руку вверх! Вытяни левую ногу вперед! Подпрыгни на правой ножке! Протяни мне левую руку!».

Что неправильно? К концу третьего года ребенок начинает замечать неточности в изображении людей на картинке. Наблюдение за детьми, которые рассматривали «неправильное» лицо (на рисунке нос располагался на лбу), показало, что изображение человеческого лица с «искаженными чертами» вызывает у малыша недоумение. Дети задавали взрослым вопросы: «Что у него с носом?», «Кто его ударил в нос?» Если ваш ребенок замечает эти несоответствия, поиграйте с ним в такие игры.

• Дорисовываем недостающие части тела и лица. Сначала нарисуйте лицо и предложите малышу назвать его части (лоб, глаза, уши и т. д.). Рядом нарисуйте «неправильное» лицо, например, на вашем рисунке может отсутствовать рот. Предложите крохе посмотреть и сказать, что на картинке нарисовано неправильно. Помогите ребенку нарисовать недостающую часть лица.

• «Собираем» рисунок из частей. На плотном листе картона или цветной наждачной бумаги нарисуйте овал — это лицо. Из картона (наждачной бумаги) контрастного цвета вырежьте глаза, нос, уши, брови, рот, волосы. Научите малыша «собирать» лицо; накладывая на овал недостающие части. По такому же принципу ребенка можно научить собирать фигуру человечка или животного.


Размер, высота и длина предметов

Двухлетний ребенок умеет различать предметы по размеру: сортирует большие и маленькие предметы по разным емкостям, по просьбе взрослого протягивает предмет нужного размера, может рассказать о размере знакомых объектов. Как развивать эти умения ребенка?

Сравнивайте предметы между собой. Ребенок должен освоить следующие понятия:

• высокий — низкий («выше — ниже»);
• большой — маленький («больше — меньше»);
• длинный — короткий («длиннее — короче»).

Выбирайте для сравнения контрастные предметы. Покажите ребенку ананас и яблоко и попросите определить, какой фрукт больше. Предложите сравнить, что выше — стул или шкаф, что длиннее — длинная веревка или короткий шнурок. Приводите ребенку примеры в бытовых ситуациях, ищите сравнения в текстах сказок.

Учите малыша сравнивать предметы, у которых разница в размерах, длине и высоте мало заметна. Для этого используйте рамки-вкладыши с фигурками, размеры которых почти одинаковы. Научите ребенка сначала находить и вкладывать самый большой и самый маленький шаблоны и только после этого заполнять середину рамки.

Учите малыша располагать предметы «по росту». На прогулке предложите ребенку воткнуть в песок прутики: начните с самого низкого и закончите самым высоким. Не забывайте комментировать свои действия: «Этот прутик самый низкий. Этот повыше, этот еще выше, а этот самый высокий».

Из кубиков разного размера постройте с малышом лестницу. Попросите кроху показать самую низкую и самую высокую ступеньки.

Большие шаги и маленькие шажки. На прогулке предложите малышу изобразить сначала большое животное, например медведя. Пусть ребенок походит, делая широкие шаги, как медведь. Затем попросите его показать, какие маленькие шажки делает маленький зверек, например ежик.

Рисование и лепка предметов разной величины и длины. Рисование и лепка способствуют закреплению представлений ребенка о размерах предметов. Вот несколько простых рекомендаций:

• Учите малыша рисовать большие и маленькие круги. Несколько штрихов — и вы превратите их в большое и маленькое яблочки.

• Покажите ребенку, как рисовать длинные и короткие горизонтальные линии. Немного фантазии — и они превратятся в короткую и длинную змею.

• Рисуйте для малыша простые объекты большого и маленького размера для раскрашивания (большой и маленький дом, большую и маленькую рыбу и т. д.). Попросите ребенка объяснить, предмет какого размера он раскрашивает.

• Учите малыша лепить предметы простой формы, отличающиеся по размеру и длине: большие и маленькие шарики и колечки, длинные и короткие колбаски. Потом пусть малыш скажет вам, предмет какого размера и формы он слепил.


Развитие элементарных математических представлений.

Двухлетние дети знакомы с понятием «один — много». Некоторые малыши могут на пальчиках показать количество (например, свой возраст), пересчитать пальчики по порядку и знают несколько цифр. Развивайте математические представления ребенка в следующих направлениях:

Учите малыша выбирать один предмет из нескольких. Положите перед ребенком несколько одинаковых предметов и попросите его дать вам всего одну ложку, один кубик, один предмет из пары (одну перчатку, один носок, один ботинок). Попросите малыша показать одну часть тела или лица — один глаз, одно ухо, одну руку, одну ногу. Пусть ребенок попытается вспомнить, какие части лица и тела не имеют пары (нос, голова, рот), и покажет их вам.

Учите малыша показывать вам такое же количество предметов, которое вы ему даете. Научите ребенка подкладывать одну ложку к одной тарелке, класть одно печенье на одно блюдечко. Усложняйте задание. Положите на блюдечко две игрушечные морковки (их можно вырезать из плотного картона). Рядом поставьте игрушечного зайчика. Объясните малышу «У этого зайчика вот сколько морковок». Возьмите еще одного зайчика или любое другое животное и поставьте рядом с ним пустое блюдце. Попросит кроху положить на это блюдце такое же количество морковок.

Учите ребенка считать в прямом и обратном порядке. До какого числа научится считать ваш ребенок, зависит от его внимательности, особенностей памяти и мышления, степени развития речи. Вы можете постепенно увеличивать запоминаемый ряд чисел, обучая малыша считать до 3, 5, 10 и более. Для этого подойдут следующие игры:

• Пересчитывание пальчиков на руках — это традиционное упражнение. Не забывайте, что существует очень много забавных потешек и стишков, которыми можно сопровождать это упражнение.

• «Сладкий счет» не оставит равнодушным ни одного малыша. Для такой игры подойдут любые разноцветные конфетки маленького размера. Попросите ребенка отсчитать одну красную конфетку и две зеленые. Если кроха справится с этим заданием, разрешите ему съесть конфетку.

• Пересчитывание предметов и действий. Отправьтесь с малышом в путешествие по квартире. Попросите ребенка сосчитать, сколько комнат в вашей квартире, сколько нужно сделать шагов от стола до дивана, сколько зубных щеток в стаканчике на полке.

Учите ребенка запоминать цифры. Крупным шрифтом напишите цифры на карточках. Рядом с цифрой нарисуйте предметы, количество которых соответствует этому числу. Покажите малышу карточку, громко и четко называя цифру.

Соотносим число и количество. Когда вы убедитесь, что ребенок хорошо запомнил цифры, учите его давать вам столько предметов, сколько вы просите. Поставьте перед малышом тарелочку, рядом положите карточку с цифрой. Попросите ребенка положить на тарелку столько предметов, сколько написано на кар­точке. В качестве счетного материала вы можете использовать счетные палочки, крупные пуговицы, красивые камешки, ракушки, желуди, цветные стеклянные шарики. Чтобы малышу было интересно играть в такую игру, посадите рядом с тарелочкой его любимую мягкую игрушку — пусть она «просит» ребенка найти нужное количество предметов.

Развитие чувств и двигательных навыков


Ребенок третьего года жизни знаком со многими тактильными (осязательными) ощущениями. Он понимает и различает слова, отражающие температурные контрасты («холодное — горячее»). Малыш может описать некоторые свойства материалов (твердый, мягкий, гладкий, шершавый).

Дальнейшее совершенствование тактильной чувствительности ребенка во многом происходит само собой, без намеренного обучения взрослого. Трогая и ощупывая окружающие предметы, малыш узнает об их свойствах.

На третьем году жизни ребенок продолжает знакомиться с новыми тактильными ощущениями и запоминает их, учится использовать в своей речи соответствующие определения. Вместо контрастного понятия «холодное — горячее» учите малыша различать понятие «теплое — холодное». Знакомьте ребенка с понятиями «мокрое и сухое», «колючее», «приятное — неприятное».

Развивать тактильную чувствительность малыша вы можете и с помощью игр.


Определение разных материалов на ощупь (игра «Волшебный мешочек»). Теперь ребенок должен назвать свойство материала, который он ощупывает (железный, деревянный, тряпичный, меховой, холодный, теплый, шершавый, гладкий и т. д.).

Подбор образцов с одинаковой структурой. Для этой игры вы можете заранее приготовить пары образцов, которые малыш будет сравнивать. Наклейте на карточки из плотного картона кусочки разных тканей и материалов (хлопок, шелк, бархат, фланель, шерсть, мех, деревянные пластинки, кусочки пластмассы и жесткого коврового покрытия). Сложите образцы в коробочку. Учите ребенка находить образцы материалов одинаковой текстуры и описывать их.

Узнай по запаху. Обращайте внимание малыша на новые для него запахи и называйте их. Так ребенок сможет запомнить названия запахов и использовать эти слова для описания своих ощущений. На прогулке предложите малышу понюхать хвою, листву, свежескошенную траву, цветы. Обратите внимание крохи на то, что дождь и снег тоже пахнут.

Поиграйте с ребенком в такую игру. Пусть малыш закроет глазки и попытается узнать и назвать ярко выраженные запахи. Это могут быть запахи знакомых ребенку цветов (роза, флоксы, ландыши), пряностей (корица, кофе, ваниль), маминых духов или папиной туалетной воды.

Узнай по вкусу. Детям нравится с закрытыми глазами пробовать и отгадывать по вкусу знакомые блюда. Дайте малышу попробовать кусочки свежих овощей, фруктов, печенья, зефира, хлеба. Попросите кроху назвать продукты, которые он попробовал.

Учите ребенка описывать свои вкусовые ощущения, подбирать определения любимым блюдам. Помогайте малышу запоминать слова, передающие эти ощущения.

Объясняйте ребенку, что одно слово может иметь несколько значений. Не забывайте, что вкус бывает сладкий, кислый, соленый, горький, острый, пряный, терпкий, жгучий.

Играйте с ребенком в ассоциации: попросите кроху вспомнить, что он знает сладкое (мороженое), кислое (лимон), соленое (огурец) и т. д.


Развитие слухового восприятия


Продолжайте знакомить малыша с разнообразными звуками окружающей среды. На прогулке обращайте внимание ребенка на грохот работающей машины (например, самосвала, отбойного мо­лотка), шум ветра, звук капающей воды, журчание ручья. Дома показывайте крохе предметы и бытовую технику, которые издают различные звуки: будильник, пылесос, вентилятор.

Поощряйте ребенка имитировать различные звуки: гудок машины, звонок в дверь, звонок телефона, а также звуки, которые издают животные и птицы. Скоро малыш начнет имитировать эти звуки во время сюжетных игр, сопровождая ими свои действия с различными игрушками (паровозиком, машинкой, пистолетом, телефоном).

Попросите малыша показать, как лает собака, мяукает кошка, каркает ворона, кричит петух. Такие игры развивают голос (его силу и высоту), развивают интонационную выразительность речи.

Учите малыша менять высоту голоса, говорить низким и высоким голосом. Попросите его показать, как громко лает большая собака, как лает маленькая собачка, как рычит большой медведь и как разговаривает маленький мишутка.

Не забудьте, что голоса членов вашей семьи тоже отличаются. Попросите ребенка изобразить, каким голосом говорит мама, папа, бабушка, дедушка, сам малыш.

Лото с картинками звучащих предметов поможет малышу запомнить названия действий, которые производят звучащие предметы. Хвалите ребенка, когда он вспоминает несколько таких слов.

Помогите малышу запомнить, что:
• дождь — капает, стучит, шумит, барабанит;
• собака — лает, скулит, рычит;
• барабан — стучит, гремит, бьет;
• ветер — воет, гудит, свистит и т. д.

В такую игру можно играть на улице и во время поездки на автомобиле. Пусть малыш вспоминает, как называются предметы и объекты, которые встречаются вам по пути.

Крупная моторика


Бурный физический рост, характерный для первых двух лет жизни малыша, на третьем году начинает постепенно замедляться. Но общие моторные умения ребенка развиваются по-прежнему с большой скоростью. Совершенствуются ранее приобретенные навыки — ходьба, бег, ползание, умение прыгать. Малыш учится управлять своим телом, изучает свои физические возможности, осваивает новые умения. К концу третьего года ребенок может устойчиво стоять на одной ноге, подпрыгивать, отрывая обе ноги от пола. Такие сложные движения требуют хорошей координации, умения сохранять равновесие и достаточной мышечной силы, поэтому малыш без устали тренируется. Мы, взрослые, не перестаем поражаться энергии детей и часто сетуем: зачем он вот уже в сотый раз залезает на горку, карабкается на высокую ступеньку?

Многие родители в это время начинают уделять больше внимания интеллектуальному развитию ребенка, порой забывая о том, что познавательное развитие тесно взаимосвязано с физическим. Почему? Ответ на этот вопрос очень прост — дети изучают мир в действии. Двигаясь, малыш может больше увидеть, потрогать, услышать. Например, ударяя палкой о лед, ребенок узнает о его хрупкости, падая и разбивая коленки, делает печальный вывод о том, что земля — твердая. Все эти простые, на взгляд взрослого, истины малыш постигает опытным путем. Эти наблюдения помогают ребенку представлять абстрактные образы предметов и явлений окружающего мира.

Таким образом, движения и действия дают малышу пищу для ума, поэтому любознательные дети всегда более подвижны. В поисках новой информации ребенок может преодолевать большие расстояния, следовательно, теперь нужно больше пространства для движения и больше возможностей для физического развития.

Подумайте, в какие подвижные игры малыш может играть дома и на улице. Физически хорошо развитым детям нужны простые спортивные комплексы и игрушки. Придумывайте игры, которые помогут ребенку освоить различные движения. Чтобы игра стала увлекательной, обыгрывайте различные сюжеты. Вот несколько советов, которые помогут вам придумать свои варианты игр.


Раз шажок, два шажок...

Малышей в возрасте от года до трех лет зарубежные психологи и педагоги называют «тоддлерами» (ходунками), поскольку они продолжают совершенствовать навык ходьбы. Хотя теперь ребенок и ходит самостоятельно, иногда ему нужна помощь взрослого, например, когда он спускается по лестнице, забирается на высокую горку, перешагивает через препятствие. Если вашему малышу трудно дается какое-то из перечисленных действий, потренируйте его. Предлагаем вам игры, в которые можно играть на прогулке или дома, если у вас есть подходящий инвентарь.

«Альпинисты». Вам потребуется деревянная доска шириной 20—25 сантиметров и длиной 1,5— 2 метра. Положите один конец доски на диван или невысокую устойчивую табуретку — и у вас получится небольшая горка. Первоначально высота такой горки не должна превышать 20—30 сантиметров. Расскажите малышу об альпинистах — людях, которые покоряют вершины высоких гор. Подниматься в гору трудно, зато с вершины скалолазам открывается необыкновенно красивый вид. Предложите малышу попробовать совершить первое «восхождение на гору». Вместе с ним в опасное путешествие может отправиться плюшевый медвежонок или другая любимая игрушка. Ходьба вверх и вниз по наклонной доске укрепляет мышцы ног, развивает координацию движений и вестибулярный аппарат.



«Раз ступенька, два ступенька». Лестница в вашем доме может стать отличным спортивным тренажером. Вспомните, как вы с малышом выходите на прогулку: используете лифт, предпочитаете нести кроху на руках или придерживаете за руку, помогая ему спускаться по лестнице самостоятельно? К концу третьего года ребенок может научиться спускаться и подниматься по лестнице, придерживаясь за перила, без поддержки взрослого. Не забывайте предоставлять малышу возможность учиться этому навыку. Может быть, сегодня вы доедете на лифте только до второго этажа, а на первый этаж малыш попробует спуститься сам? Эта игра — важный шаг к самостоятельности ребенка.

«Канатоходцы». Положите на пол уже знакомую деревянную дощечку (ее можно заменить широкой лентой). Покажите малышу, как ходить по Дощечке — прямо и боком, стараясь сохранять равновесие и не наступать на пол. Для сохранения равновесия ребенок может нести перед собой гимнастическую палочку (как канатоходцы несут перед собой шест). Игра развивает координацию движений.

«Возвращайся, сделав круг». В эту игру можно играть на улице или дома в большой комнате. Нарисуйте на земле круг диаметром 2—3 метра (дома обозначьте границы круга лентой или скотчем). Учите малыша ходить по линии круга. Можно усложнить игру, предложив ребенку нести перед собой небольшой мячик или перышко. Позже учите малыша ходить по кругу, держа перед собой поднос, на котором стоит, например, пластмассовая кружка.

«Змейка». Положите на пол толстый длинный шнур, сложив его в форме змейки. Представьте, что вы с ребенком идете по узкой лесной тропинке. Сходить с тропинки нельзя, ведь в лесу подстерегает много опасностей — дикие звери и ловушки. Учите малыша балансировать на одной ноге, сохраняя равновесие, переносить массу тела на ногу, которая делает шаг. Такая прогулка — дело нелегкое, не забудьте устроить «привал» и подкрепиться, прежде чем снова отправиться в путь.

«Море волнуется раз...» Эти строчки напомнили вам детскую игру? Научите играть в нее вашего ребенка. Кружиться, сохраняя равновесие, очень трудно, зато малыш получит прекрасную возможность научиться управлять своими движениями. Игра развивает вестибулярный аппарат, координацию движений.

«Гулливер». Расскажите ребенку историю о том, как Гулливер попал в страну лилипутов. Маленькие человечки не разрешали ходить Гулливеру по улицам, но он уговорил жителей города, обещав ходить осторожно и перешагивать через дома чтобы не сломать их. Если у вас есть строительный набор с крупными деталями, постройте с ребенком такой город. Сделайте несколько домиков высотой 10— 15 сантиметров. Пусть малыш представит себя в роли великана, который идет по улицам города лилипутов. Учите кроху переступать через препятствия, сохраняя равновесие. Если у вас нет конструктора, учите ребенка переступать через палку или веревку, приподняв ее на 12—18 сантиметров от пола.

«Задом наперед». Ваш малыш хорошо ходит самостоятельно? Тогда предложите ему попробовать свои силы в ходьбе задом наперед. Не забудьте рассказать ребенку, что в природе есть удивительные существа — раки, которые именно так и передвигаются. Если у вашего малыша есть друзья, на прогулке можно устроить веселые соревнования по ходьбе задом наперед.

«Наводнение». Одно из движений, которое ребенок с удовольствием освоит, — «восхождение» на табуретку высотой 15 сантиметров. Немного фантазии, и табуретка превратится в пенек, на который должен вскочить зайчик, когда наступает пора весеннего половодья. А папа может стать дедом Мазаем, который спасет малыша на лодке, или большим вертолетом, который поднимет бедного зайчика и перенесет его домой к маме.

«Быстро — медленно». Учите ребенка ускорять ходьбу и переходить к бегу, затем снова замедлять ходьбу. Игра станет интереснее, если вы будете сопровождать движения малыша быстрой и медленной барабанной дробью.

«Танцы до упаду». Танцы, движения под рифмовки, маршировка под музыку или детские песенки — отличная тренировка для малыша. Они развивают чувство ритма, координацию, создают хорошее настроение.

«Мы отправляемся в поход». По мере взросления ребенка выбирайте более сложные маршруты для прогулок на свежем воздухе. Предоставьте малышу возможность ходить по земле, траве и мостикам, взбираться на бугорки, перешагивать через канавки и лужи, подниматься на упавшее дерево. Такие прогулки не должны быть слишком продолжительными, ведь ребенок устанет быстрее, чем на прогулке в парке или по прямой поверхности. Однако они очень важны: вы узнаете, насколько эффективны ваши домашние тренировки и вынослив ваш малыш. Наконец, подобная прогулка доставит ребенку массу приятных впечатлений.


Ползком марш!

Хотя ползать дети начинают гораздо раньше, чем ходить, им продолжают нравиться игры, в которых нужно ползать, карабкаться, залезать. Такие игры способствуют укреплению мышц ног и спины, развивают ловкость.

«Мой четвероногий друг». В зоопарке ваш малыш уже видел животных, которые передвигаются на четырех лапах. Предложите крохе выбрать, кем он станет в этой игре — собачкой, кошечкой или другим животным. На полу двумя лентами или скотчем определите границы «дорожки» длиной 3—4 метра и шириной 30— 40 сантиметров. Малышу нужно пройти на четвереньках между линиями. Игру можно усложнить, положив доску на две невысокие устойчивые табуретки. Ползти по доске сложнее и интереснее. Кем малыш себя представит: котом, который идет по крыше дома, или собачкой, которая идет по мостику?

«Ворота». Соорудить ворота можно из двух стульев, повернув их друг к другу сиденьями. Положите на сиденья небольшую широкую доску — и ворота готовы. Покажите малышу, как проползать через них. Если сиденья стульев задрапировать тканью, у вас получатся домики, в которых малыш может спрятаться. Игра наверняка понравится ребенку, потому что все дети этого возраста любят прятаться в небольшом замкнутом пространстве.

«Полезай в мешок». Сшейте длинную полую трубу из куска прочной материи или используйте для игры мешок из ткани, предварительно распоров его дно. Длина трубы может колебаться от полутора до трех метров, а ее ширина должна быть не менее 1 метра. В такую игру интереснее играть с компанией детей. Устройте веселые соревнования: кто быстрее проползет по необычному туннелю. Победителю может достаться приз.

«Кто первый?» Продолжает соревнования малышей конкурс, в котором побеждает ребенок, первым доползший до игрушки. Определите линию старта и финиша и начинайте соревнования. Не забудьте подбодрить малышей, которые оказались менее проворными, чем победитель. Похвалить и наградить нужно всех участников соревнований, иначе вы рискуете услышать рев проигравших.

«Переправа». Учите ребенка перелезать через бревно, лежащее на земле. Развивайте фантазию малыша: помогите ему представить, что бревно — это подвесной мост, по которому нужно перебраться на другую сторону ущелья.

«Там, где пехота не пройдет». На высоте 30 сантиметров от пола натяните веревку. Учите ребенка проползать под веревкой, не задевая ее. Вместе с малышом «курс молодого бойца» может пройти его верный пес или любая другая мягкая игрушка.

«Шведская стенка». Учите малыша залезать на лестницу детской площадки или гимнастическую стенку и спускаться с нее удобным для него способом. Не заставляйте малыша забираться высоко и обязательно страхуйте ребенка. Дайте ему возможность преодолеть вполне объяснимый страх. Объясните ребенку, что вы рядом и всегда готовы ему помочь.

Прыг-скок, кувырок...

«Баба сеяла горох». Взяв ребенка за руки, научите его подпрыгивать, отрывая обе ноги от пола. Прыжки можно сопровождать простыми детскими стишками. К трем годам ребенок может прыгать самостоятельно, без поддержки взрослого.

«Кузнечик». Детям нравится прыгать с низких поверхностей (устойчивых табуреток, широкой ступеньки, низкого дивана). Это дает ребенку богатую информацию о его физических возможностях, развивает вестибулярный аппарат, укрепляет мышцы ног.

«Там, где кишат крокодилы». Представьте, что вам с малышом нужно перебраться через реку, в которой обитает много крокодилов. На полу обозначьте берега реки скотчем или лентами. Покажите малышу, как прыгать с места, отталкиваясь обеими ногами. По мере роста ребенка «река» может становиться все шире.

«Подъемный кран». Тренировать поочередное сгибание, поднимание и опускание ног в положении лежа на спине можно в веселой игре. Сравните движения ног с работой подъемного крана. В такой игре ребенок запомнит слова «вверх», «вниз», «согнуть», «разогнуть». Игра развивает мышцы живота, спины и ног.

«Золотая рыбка». Учите ребенка приподнимать одновременно руки и ноги, лежа на животе. Немного фантазии — и руки превращаются в плавники, а ноги — в хвост. Игра укрепляет мышцы живота и спины.

«Кувырки». Постелите на пол мягкий матрац. Покажите малышу, как сделать кувырок вперед. Сначала ребенку будет нужна ваша активная помощь и страховка. Учите его кувыркаться правильно, опираясь на руки.

«Камаринская». Напевая веселую детскую песенку, учите ребенка приседать, держась за спинку стула. Устройте шуточные соревнования: кому — бабушке или внуку — удастся присесть на стул большее количество раз.

«Делай, как я». Помните веселую детскую игру «Если весело тебе, то делай так»? Игра построена на имитации ребенком движений взрослого. Встаньте с малышом друг напротив друга. Показывайте крохе разнообразные движения, которые он будет повторять вслед за вами: машите рукой, дотрагивайтесь до локтя или кончик носа, ставьте руки на пояс, поднимайте руки к плечам и т. д. Игра развивает наблюдательность, реакцию, координацию движений.

«Ванька-встанька». Предложите ребенку вообразить себя персонажем русских потешек — ванькой-встанькой. Посадите кроху на низкий стульчик и учите поднимать и опускать руки, наклоняться вперед и выпрямляться. Игра развивает вестибулярный аппарат, укрепляет мышцы спины.

«Великан и карлик». Учиться садиться на пятки и снова подниматься, стоя на коленях, будет веселее, если вы расскажете ребенку о чудесных превращениях, на которые способны только волшебники. Поднимаясь вверх, малыш подрастает и становится великаном, а, опускаясь вниз — на пятки, становится карликом.


Игры с мячом

Прогулку на свежем воздухе можно разнообразить различными играми с мячом.

Боулинг. Если у вас дома есть пустые молочные пакеты, устройте на детской площадке соревнования по боулингу. Поставьте пакеты на ровной дорожке и с расстояния 1,5 — 2 метров предложите детям сбивать мишени мячом. Постепенно увеличивайте расстояние до мишеней.

Гольф. В парке или на детской площадке можно научить ребенка играть в мини-гольф. Возьмите небольшой мяч (лучше теннисный). Клюшку для гольфа может заменить простая палка. Учите кроху закатывать палкой мяч в ямку на поляне.

«Бросаем и ловим». Учите малыша бросать и ловить мяч. Бросать мяч можно несколькими способами — обеими руками от груди, из-за головы и снизу. Сначала используйте для игры легкие мячи.

«Катим мяч с горки». Это веселая и интересная игра. Посадите ребенка на невысокую горку, а сами встаньте у ее основания. Правила игры очень просты: вы подаете ребенку мяч, а малыш катит его так, чтобы вы успели его поймать. Объясните малышу, что мяч можно только катить, бросать его нельзя, иначе он укатится слишком далеко.

«Стрельба по мишени». Нарисуйте на листе белой бумаги большую мишень диаметром 1 метр. Прикрепите ее к стене забора на уровне глаз ребенка, на расстоянии 60—100 сантиметров. Учите малыша бросать по мишени правой и левой рукой небольшой тряпичный мяч. На мишени отмечайте ярким фломастером удачные броски ребенка.

«Футболист». На детской площадке устройте для детей дружеский футбольный матч. Предварительно проверьте, все ли игроки сборной умеют бить по мячу ногой. Вратарями могут стать папы или дедушки.

«Догонялки». Веселым соревнованием для детей может стать игра, в которой нужно догнать укатившийся мяч.

Ловкость рук и...


Развитие тонкой моторики ребенка на третьем году жизни идет по-прежнему быстрыми темпами. Оно взаимосвязано с развитием познавательных навыков, ведь для того чтобы получить информацию, ребенку нужно действовать.

С одной стороны, трогая, бросая и ломая, малыш самостоятельно изучает свойства и качества предметов. С другой стороны, многие навыки могут быть приобретены только в процессе обучения. Лепить, рисовать, вырезать, застегивать пуговицы ребенок не научится без помощи взрослого.


Маме на заметку

Сроки освоения навыков могут колебаться. Ваше желание научить ребенка и упорство могут дать замечательные результаты: например, малыш может начать рисовать, правильно удерживая карандаш, раньше многих своих сверстников.


Игры для развития навыков тонкой моторной координации.

Игры на нанизывание совершенствуют координацию движений глаз и руки и подготавливают малыша к освоению нового навыка — застегиванию пуговиц. Вам потребуются несколько крупных бусин размером 12 миллиметров и шнур, концы которого покрыты парафином, клеем или пластиком. Покажите ребенку, как удерживать одной рукой шнур, а другой нанизывать на него бусину.

Нанизывать можно и другие предметы: маленькие сушки — на веревочку, обручи — на скалку, колечки — на стержень, крупные бусины — на проволоку.

Игры со шнуровками. Одним из показателей возросшей самостоятельности ребенка родители считают умение самостоятельно одеваться и обуваться. Многие мамы предпочитают покупать детям обувь на «липучке» или молнии — шнурки доставляют слишком много хлопот. Для того чтобы малыш научился хорошо шнуровать, движения его рук должны быть координированными, он должен:

• хорошо концентрировать зрительное внимание, чтобы заостренным концом шнурка точно попасть в отверстие;

• освоить тонкие движения пальцев, чтобы одной рукой удержать тонкий шнурок, а другой — придерживать ботинок.

Не отказывайтесь от этого сложного упражнения: выполняя его, ребенок готовится к освоению более сложных навыков — рисованию, лепке, изготовлению поделок из бумаги.

Вы можете придумать разнообразные игры, которые помогут малышу освоить этот сложный навык. Еще в XIX веке известный педагог Мария Монтессори предлагала использовать для этого обучающие деревянные рамки, на которые натянуты два полотна плотной ткани, скрепленные шнуровкой.

Сейчас в продаже имеются готовые развивающие пособия со шнуровкой:

• деревянные пуговицы с большими отверстиями и другие деревянные игрушки в комплекте с толстым шнуром;

• мягкая игрушка в форме ботинка;

• игровые комплексы на мягкой основе. Они подвешиваются на стену, шнуровка является одним из элементов игры;

• жесткие игрушки-выпиловки со сквозными отверстиями и шнурки.

Расстегиваем пуговицы и кнопки. Расстегивание и застегивание пуговиц, как и шнуровка, является одним из наиболее сложных моторных навыков. Ребенок освоит этот навык быстрее и легче не на предметах одежды, а на игрушках с пуговицами и навесными петельками. Для того чтобы малышу было удобнее, положите игрушку на стол, на уровне глаз ребенка. Придерживайте игрушку, чтобы она была неподвижной.

Учите малыша расстегивать и застегивать кнопки различного диаметра. Отличным развивающим пособием послужат старые папины рубашки или мягкие игрушки, в которых используются кнопки.

Строим башню. Кто сказал, что башню можно строить только из кубиков? Гораздо сложнее, но интереснее возводить башню из:

• пивных крышек;
• пластиковых стаканчиков;
• крупных плоских пуговиц;
• бочонков лото;
• коробочек из-под фотопленки;
• крышек от флаконов;

Можно устроить шуточное соревнование — чья башня окажется самой высокой и устойчивой.

Юный архитектор. Строительный набор или конструктор типа «duplos» необходимы для развития мелкой моторики. Моделируя, ребенок учится координировать движения руки и глаз, соизмерять мышечную силу, согласовывать работу рук. Играя с таким конструктором, малыш изучает пространственные отношения, узнает значения слов «под», «над», «на», «около», «справа», «слева». Если детали конструктора окрашены, просите малыша называть цвет деталей.

Многие дети не проявляют вначале активного интереса к конструированию, им не хватает терпения, фантазии и опыта игры. Помогите малышу. Покажите ему, как сделать простые постройки. Понаблюдав за вами, возможно, ребенок захочет попробовать свои силы в строительстве.

Что в матрешке ? Укрепить мышечную силу рук поможет игра, в процессе которой малышу нужно раскрыть матрешку вращательным движением. Всем детям нравятся игры с секретами. Для того, чтобы ребенку было интересно играть, спрячьте в самую маленькую полую матрешку сюрприз – завернутые в фольгу стеклянный шарик, небольшую конфетку или орешек. Разворачивая маленький предмет, кроха совершенствует тонкие движения пальцев.

Запускаем волчок. Эта хорошо знакомая всем детская игрушка — прекрасный тренажер. Научите малыша запускать волчок. Удерживая руку на весу, ребенок должен регулировать силу нажима на ручку игрушки — так, чтобы приводить волчок в движение, не роняя его.

Что под руку попадется... Предметы домашней обстановки можно и нужно использовать в качестве тренажера для развития мелкой моторики.

Поворачивая ручку и открывая дверь, ребенок развивает подвижность суставного сочленения кисти и укрепляет мышечную силу рук.

Вставляя ключ в замочную скважину, малыш учится координировать направление движения руки, прослеживать взглядом движение руки.

Нажимая на кнопку звонка, ребенок противопоставляет указательный палец всей руке и укрепляет его мышечную силу. Это отличное упражнение для подготовки руки к письму.

Азы оригами. Для того чтобы начать делать игрушки из бумаги, малышу нужно освоить самое простое действие. Научите ребенка складывать лист бумаги пополам.

Посадите малыша за стол, положите передним квадратный лист бумаги. Обхватив руки ребенка, покажите ему последовательность действий. Складывайте бумагу в направлении от себя. Сложенный вдвое лист может превратиться в открытку, если наклеить на его внешнюю сторону аппликацию из геометрических фигур (кружков, треугольников) или любых других изображений (елочек, грибочков, животных).

Чудеса лепки. Помимо непосредственного развития руки ребенка занятия лепкой позволяют научить его различать форму, величину, количество предметов, стимулируют тактильную (кожную) чувствительность пальцев рук.

Покажите малышу, какие фигурки можно лепить из пластилина, заинтересуйте его и вы удивитесь, как быстро детские пальчики начнут создавать сначала неуклюжие, а потом все более сложные фигуры.

Поначалу у ребенка отсутствует четкая связь между движениями руки и формой, которая у него получается. По мере того как в процессе обучения ребенок овладевает все более сложными двигательными навыками (скатывать колбаски, шарики, делать лепешки), у него появляется желание лепить что-то определенное. Стараясь как можно точнее и красивее передать форму, ребенок начинает активнее работать всеми десятью пальцами, учится видеть предмет со всех сторон.

Работать с пластилином лучше сидя за столом, застеленным клеёнкой, или на большом листе картона или фанеры. Это позволит не запачкать поверхность стола. Под ноги ребенку положите бумагу или старые газеты, чтобы не размазать пластилин по полу или ковру.

Перед работой пластилин нужно тщательно размять в руках, согреть, чтобы он стал мягким. Сделать это самостоятельно малышу бывает трудно.

Малышу, впервые взявшему в руки пластилин, трудно сделать из него какую-нибудь фигурку. Детские руки должны привыкнуть к этому материалу. Дайте ребенку кусочек пластилина, помните его в ладошках малыша.

Обучение следует начать с самого простого упражнения — раскатывания прямыми движениями небольших кусочков пластилина между ладонями. При этом малыш должен согласованно работать обеими руками, соразмеряя нажим ладоней на ком пластилина.

Покажите ребенку, как можно сделать колбаску из кусочка пластилина, катая его между ладошками.

Можно сделать колбаски разного размера и цвета. Предложите юному мастеру сделать несколько столбиков для игрушечного забора или подарить куклам по пластилиновому карандашу.

Если соединить концы колбаски, получится колечко, баранка или бублик. Лепка кольца требует точного зрительного контроля. От знакомых действий ладонями малыш переходит к работе пальцами.

После того как ребенок освоит лепку столбика и кольца, можно начать лепить предметы округлой формы. Покажите ребенку, как это делается: предварительно разогретый кусок пластилина покатайте между ладонями круговыми движениями. Чем дольше вы его будете катать, тем более ровным и гладким он получится. Чтобы ком принял округлую форму, а не овальную или расплющенную, нужна координация движений обеих рук, зрительный контроль движений.

Катайте шарики из пластилина. Из них можно сделать много интересных поделок (колобок, яблоко, человечек).

Рисование



Двухлетний ребенок рисует каракули, которые трудно назвать настоящим рисунком. Свои «рисунки» малыш не соотносит с каким-либо определенным объектом. Если взрослый попросит объяснить, что ребенок нарисовал, он может сказать, что это машина, а чуть позже изменить свое мнение и решить, что он изобразил собачку.

Рисунки малышей третьего года жизни уже похожи на реальный объект. В два с половиной года ребенок рисует детали лица — замыкает овал лица, правильно располагает глаза, рот и нос. В три года ребенок может нарисовать так называемого «человека-головонога.

Рисуйте для ребенка простые картинки. Так вы поможете малышу понять, что простые комбинации линий могут изображать различные предметы. Нарисуйте самые простые объекты: дом, солнце, забор, дерево. Покажите ребенку рисунок: «Посмотри — это солнышко. Какого оно цвета? Правильно, желтое. Я нарисовала круг. Потом нарисовала лучики. Смотри, как я проводила линии. Хочешь попробовать сам?».

С самого начала учите ребенка правильно ориентироваться на плоскости листа бумаги. Ребенок должен освоить пространственные понятия: «наверху», «внизу», «справа», «слева».

Учите малыша правильно держать карандаш. Не удивляйтесь, если сначала ваш ребенок будет держать карандаш всей ладонью. Вскоре он научится держать карандаш пальцами.

Учите малыша следить за направлением движения карандаша. Ребенок должен корректировать движения руки, чтобы научиться проводить линии в разных направлениях.

Учите ребенка рисовать карандашами, фломастерами, мелками и красками. Все эти изобразительные средства имеют свои преимущества:

• Рисование цветными карандашами развивает ручки малыша, поскольку ему приходится достаточно сильно нажимать на карандаш.

• Рисовать фломастерами очень полезно детям, у которых тонкие движения руки слабо развиты или нарушены.

• Рисовать мелками малыш может даже на улице!

• С помощью кисти можно провести широкие, яркие мазки, а это способствует формированию стойкого интереса ребенка к рисованию. Красками можно нарисовать капли дождя и шарики на елке (слегка касаясь кисточкой листа бумаги), ручеек и дорожку (проводя широкую линию кисточкой). Не забывайте, что рисовать можно не только на листе бумаги. Ваш ребенок любит рисовать на обоях? Тогда возьмите большие листы бумаги или старые газеты и прикрепите их на стенку скотчем. Малыш будет с удовольствием рисовать на таком «мольберте». Покажите крохе, как можно рисовать палочкой на снегу и земле, по пластилину.

Не спешите учить ребенка рисовать сложные объекты. Сначала научите малыша проводить прямые, изогнутые и пересекающиеся линии. Позже эти линии станут основой более сложного рисунка.

Помогите ребенку освоить простые приемы рисования в такой последовательности:

• рисование прямой вертикальной линии (веревочку к шарику);
• рисование прямой горизонтальной линии (дорожка от дома до дерева);
• рисование штрихов (капельки дождя, капающие из тучки);
• рисование наклонной линии (горка);
• рисование круга (солнышко, овал лица);

• рисование креста и пересекающихся линий (дорисовывание оконной рамы, створок шкафа).

Материал взят из книги Жуковой О.С.

 "Уникальная методика развития ребенка. От рождения до трех лет" - СПб, 2004 г.

Дата последнего обновления страницы 15.11.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения